Асоциальные сети. Что не стоит продавать через социалки.

Асоциальные сети. Что не стоит продавать через социалки.

В последние год-два малый и средний бизнес окончательно обратили внимание на возможности Интернета. И не просто обратилb, а началb с утроенной энергией исследовать их, словно в попытке наверстать упущенное. Сайтом сегодня уже никого не удивишь, хотя хорошим и качественным сайтом сделать это вполне реально. Но прогресс, хоть и со скрипом, движется вперед. Даже самые далекие от Интернет-технологий люди уже знают, что такое система управления сайтом, что сайт можно и нужно продвигать и т.д.

После того, как продажи через сайт перестали быть неведомым ноу-хау, предприниматели стали обращать внимание на социальные сети. А что за сети такие? И почему помимо развлекательных групп там есть и такие, которые предлагают какие-то товары? А как бы и мне сделать такую же, а то с сайта заказов мало?

И потянулись сразу же многочисленные руки к телефонам и начали в веб-студиях раздаваться звонки с вопросами: «А сколько будет группу в социальных сетях раскрутить стоить?». А веб-студии и сами уже давно начали предлагать такую услугу, как SMM – social media marketing. Вот о нем-то мы и поговорим сегодня.

Само по себе понятие родилось, как нетрудно догадаться с появлением социальных сетей. Если кто-то полагает, что соцсети ограничиваются вКонтакте в России, да Facebook на Западе, то это неправильно. Существует множество сетей самой разной направленности и специфики. Однако, если говорим о самой крупной аудитории, то во внимание нужно принимать эти две.



Сразу откинем Facebook, так как едва ли у малого и среднего бизнеса есть интересы в Европе и Америке. Нас интересуют наши, российские социалки. Одноклассников мы также откидываем, но только по той причине, что они изначально были заточены под монетизации всех процессов, используют сеть таргетированной рекламы Mail.ru и изначально SMM в них не прижилось. Хотя сейчас ситуация по чуть-чуть начинает сдвигаться с мертвой точки.

Согласно официальной версии, рекорд суточной посещаемости сайта вКонтакте.ру составляет 60 млн человек. Заиметь в качестве клиентов хотя бы полпроцента – и можно не переживать насчет стабильного дохода. Но не все так просто.

Дело в том, что люди, начитавшись статистики, обращают внимание только на огромные цифры. Реальный случай из нашей практики. Разговор с клиентом:

- Здравствуйте, мне нужно создать и продвинуть группу вКонтакте! - А сфера деятельности? - Мы продаем кондиционеры оптом. - Может быть, имеет смысл лучше продвинуть сайт? Или дать контекстную рекламу? - Нет, мы хотим именно группу вКонтакте!

Собственно, основная причина, почему была написана эта статья – это то, что подобные звонки стали раздаваться все чаще и чаще. Существует такое понятие, как целевая аудитория. Исследованием аудитории и поиском каналов выхода на нее в компаниях должен заниматься маркетолог. Который первым делом проанализирует аудиторию социальной сети, составит подробную статистическую сводку и примет решение о целесообразности работы с этим каналом. Но, поскольку в небольших компаниях работу маркетолога выполняет, чаще всего руководитель, главный мотив любого действия такой компании – это «Хочу так и все тут!».

Это – непродуктивный подход. Статистика говорит следующее: подавляющее большинство постоянных пользователей вКонтакте – это лица от 12 до 24 лет. Даже не 30. То есть, люди, едва ли способные вообще тратить деньги в Интернете, и, уж точно, не способные приобретать что-то дорогостоящее.



Аудитория сайта вКонтакте – это молодежь. Они готовы покупать только то, что нужно им в повседневной жизни. То есть, реально продавать через группы гаджеты, аксессуары одежду с доставкой, хенд-мейд. В последнее время неплохо продаются и услуги, то же самое продвижение и создание сайтов, и, собственно, SMM. Все это вызывает у людей интерес, они сами ищут это. Потому что люди идут в соцсети ради отдыха, развлечения, желая потратить время на себя. B2C компаниям действительно можно там попытаться что-то продавать, если предложение действительно интересное и актуальное. B2B компаниями в социалках делать за редким исключением нечего. Все ведь очевидно, не так ли?

И нам кажется, что все очевидно, однако мы регулярно слышим следующие вопросы:

- Скажите, как продавать сельско-хозяйственную технику в соцсетях?
- У нас есть группа нашего фланцевого завода. Мы хотим, чтобы в ней был миллион подписчиков. Сколько это будет стоит, если сделать это за 2 недели?
- Мы бы хотели попробовать продавать мотокультиваторы оптом вКонтакте. Что? Нет, мы уверены, что это будет уместно актуально.

И так далее.

Поверьте нашему опыту, соцсети – это не то место, где заключаются миллионные сделки на оптовые поставки. Есть вещи, которые просто нереально продавать в соцсетях. И к ним, безусловно, относятся промышленное оборудование, оптовые поставки угля, сложная и узкоспециализированная техника и многое другое.

Что можно сделать?

Во-первых, если все таки имеется желание вложить деньги в соцсети, можно создать группу, как PR-инструмент. Пусть это будет интересный для пользователей ресурс, где будут публиковаться интересные развлекательные материалы, новости отрасли. Такие группы при должном мастерстве ведения вполне могут заинтересовать людей, повышая узнаваемость компании. Но, не продавая товары напрямую.

Во-вторых, можно послушать то, что посоветует веб-студия. Они ведь не зря едят свой хлеб, разработка верных решений для интернет – маркетинга – это их профессия. Всегда есть способ привести к вам значительно более целевых людей, нежели тех, кто обретается в соцсетях.


Поверьте, если у компании есть потенциал в соцсетях, в веб-студии обязательно предложат попробовать его раскрыть. Если же нет, то стоит приложить усилия где-нибудь в другой сфере, благо их сегодня – предостаточно.